Подавляющее большинство государств не признают криптовалюты в качестве валют. Центробанки и министерства финансов не любят биткоины. На балансах этих учреждений криптовалюты не числятся. Ещё меньше симпатий к биткоинам питают полицейские ведомства и прокуратуры. Однако именно им время от времени достаются криптовалюты на большие суммы. Это арестованные и конфискованные криминальные активы. Одним словом, незаконные криптовалюты.
На криминале
Использование криптовалют в преступных целях практикуется не первый год и объёмы криминального оборота биткоинов и монеро быстро растут. Цифровые деньги находят применение во всех классических отраслях преступной индустрии: в наркотрафике, торговле оружием и отмывании преступных доходов. Криптовалюты прекрасно подходят для криминального использования, поскольку владельцы электронных кошельков анонимны, а отправлять биткоины в любую точку земного шара, минуя банковскую систему, очень просто. Поскольку электронная платежная система Биткоин была замыслена именно как альтернатива традиционным платежам через банк. Преступники обменивают свои чёрные доллары и фунты на криптовалюты и рассылают мелкими суммами на сотни электронных кошельков, потом переходят несколько раз из одной криптовалюты в другую и в конце цепочки возвращаются в фиатные (физические, традиционные) валюты.
По оценкам полицейской службы Европейского союза (Европол) таким образом в Европе отмываются до $4 млрд. преступных доходов. Можно поступать проще – продавать наркотики онлайн за криптовалюту. Эксперты считают, что вплоть до половины всех транзакций биткоина связаны с противозаконными операциями. Правда, другие эксперты считают такую оценку существенно завышенной. Но утверждение, что криптовалюты активно используются преступниками, уже не требует доказательств.
Время от времени американское ФБР, европейский Европол и национальные полицейские управления удачно ловят криптопреступников. В 2013 году ФБР прикрыло сайт Silk Road (Шёлковый путь), платформу для онлайн-торговли наркотиками с расчетами в криптовалюте. Федералы арестовали организатора проекта, Росса Ульбрихта, и конфисковали 170 тыс. биткоинов. Ульбрихт получил пожизненный срок. В 2014 году аналогичную операцию ФБР осуществило в Германии вместе с Европолом, положив конец деятельности площадок Hydra и Silk Road 2.0. В 2017 году болгарской полицией была раскрыта преступная сеть в таможенной службе, манипулировавшая таможенными платежами в разных странах с помощью компьютерного вируса. В результате полицейские захватили незаконные криптовалюты на огромную сумму, превышающую 200 тыс. биткоинов. Правда, впоследствии болгарские полицейские чиновники опровергли эту информацию.
В начале 2018 года полиция Таиланда по запросу ФБР арестовала Сергея Медведева организатора и владельца интернет-площадки Infraud (в вольном переводе НаКриминале). Infraud торговала фальшивыми удостоверениями личности и кредитными картами, а также электронным мошенническим инструментарием в особо крупных размерах . Таиландской полиции достался электронный кошелёк Медведева со 100 тысячами биткоинов. Кое-какие успехи по конфискации преступных криптовалют имеются у британских силовиков.
Куда девать незаконные криптовалюты?
Во всех вышеупомянутых случаях возникал вопрос – что делать с арестованными криптовалютами. Ведь биржевой курс захваченных биткоинов, например в болгарском случае, составлял миллиарды долларов. В бюджет их по описи не передашь. Американцы придумали продавать добычу с аукциона. И вот судебные приставы США стали устраивать регулярные торги, поскольку криминальные биткоины поступают в их распоряжение регулярно. Выручку передают в бюджеты соответствующих штатов. Покупатели известны, никакой анонимности. Примерно также собираются поступать немцы и англичане. Судьба 200 тыс. болгарских биткоинов, которые то ли были, то ли не были, неизвестна. Неясно также, что будет делать таиландская полиция с биткоинами на миллиард долларов, конфискованными у Сергея Медведева.