Формальный перевод термина «криптовалюта» на русский язык даёт значение «тайная валюта». Таинственность, противоречия и всевозможные «непонятки» с самого начала сопровождают законотворчество, призванное ввести криптосферу в российское правовое поле. С самого начала и до конца — до принятия законов, определяющих правовой статус криптовалют. По крайней мере до принятия этих самых законов Госдумой в первом чтении. Накануне думского рассмотрения председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников пообещал, что 22 мая 2018 года будут приняты в первом чтении три законопроекта: «О цифровых финансовых активах», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» и «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».
22 мая все российские СМИ дружно сообщили, что первое чтение прошёл проект закона «О цифровых финансовых активах». И это понятно. Проект, подготовленный Минфином и ЦБ РФ, первым был представлен на рассмотрение в Госдуму. Минфиновский вариант регулирования криптовалют породил наибольшее количество критических отзывов и замечаний, в том числе правительственных. То есть, он принял на себя первый удар и логично было предположить, что он первым получит официальное парламентское признание.
Однако обращение к сайту Госдумы РФ позволяет убедиться, что 22 мая были приняты в первом чтении всё же три законопроекта — о цифровых финансовых активах, о внесении изменений в ГК РФ и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». То есть, краудфандинг превратился в привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ. Не зря Правительство РФ посчитало необходимым «соотнести» тексты всех трёх законопроектов. Правительственное указание было выполнено и три лидера российского криптовалютного регулирования прошли первое чтение в Госдуме одним пакетом.
Правовой статус криптовалют будет закреплён в ГК РФ
Таким образом, в правовое поле попадут не только дефиниции, закрепяющие правовой статус криптовалют и токенов, и регламентация первичного выпуска токенов (ICO), составляющие содержание законопроекта «О цифровых финансовых активах». Теперь новые цифровые реалии найдут своё отражение в Гражданском кодексе РФ. В гражданско-правовом законодательстве появятся «цифровые права» как вид имущественных прав и объектов гражданского оборота. Это позволит распространить все необходимые нормы гражданского права на цифровые сущности, возникшие с появлением криптовалют и цифровых токенов.
Положения законов, принятых Госдумой в первом чтении, содержат немало противоречий, отражающих различия точек зрений ведомств, стоящих за текстами трёх документов, которые составят основу криптовалютного регулирования в российской юрисдикции. Поэтому, очевидно , что для выработки окончательных согласованных вариантов авторам придётся связать воедино большое количество поправок. Согласно президентскому поручению законодательство, регулирующе цифровые валюты, должно быть подготовлено к июлю 2018 года.