По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) граждане РФ вложили в криптовалюты от $7,5 до $14 млрд. То ли за всё время существования криптовалют, то ли за первый квартал 2018 года. Причём все эти криптоактивы приобретены очень узким кругом лиц. К аналитическим исследованиям в области криптоиндустрии следует относиться с большой осторожностью. Результаты, полученные различными исследователями, отличаются в разы и могут толковаться с точностью до противоположного. Аналитики изучающие криптовалюты, скорее всего, не занимают нейтральной позиции. Так уж получается, что биткоин либо боготворят, либо ненавидят. В результате, выводы криптоэнтузиастов и криптоскептиков, мягко говоря, не совпадают.
Данные АКРА, достоверные или нет, не касаются розничных инвесторов, широкого круга криптоэнтузиастов, не способных сознательно инвестировать десятки и сотни миллионов долларов в криптоактивы, учитывая при этом все сопутствующие риски. Речь идёт о постепенном вовлечении в криптоиндустрию крупных и институциональных инвесторов, приход которых предсказывают криптоевангелисты в несколько библейском стиле. В биткоин-трейдинге уже участвуют Чикагская и Нью-Йоркская биржи и инвестиционный гигант Goldman Sachs. Фьючерсами на криптовалюты начинают торговать всё новые финансовые компании и биржи.
Криптоактивы и центробанки
Банк России считает что в случае дальнейшего роста рынка криптоактивов, масштабного вовлечения в него розничных и институциональных инвесторов, банков и прочих традиционных участников рынка, цифровые валюты станут угрозой финансовой стабильности.
Центробанки и высокопоставленные чиновники большинства ведущих экономик мира не раз делали заявления о перспективности введения национальных, государственных цифровых валют. Эксперты считают, что они могут вытеснить публичные локальные криптовалюты, такие как биткоин и эфир. Слухи о возможности введения российской криптовалюты прошли в начале 2018 года. Однако президент РФ В.Путин 7 июля 2018 года заявил: «Своей криптовалюты у России не может быть по определению, так же, как и в любой другой стране». Но государственная криптовалюта под названием Эль Петро, вроде бы, уже есть у Венесуэлы. Достаточно серьёзные намерения разработать национальную криптовалюту демонстрирует Национальный банк Китая.
Итак, массовый приток в криптосферу институциональных инвесторов может стать угрозой для традиционной финансовой системы и центробанков. Между тем существует розничный инвестор в криптоактивы – мужчина, который приобретает цифровые монеты в качестве долгосрочных вложений, в надежде на рост курса биткоинов и эфиров. Об этом свидетельствуют результаты опросов российских и корейских держателей криптовалют. И в России и в Южной Корее таких «ходлеров» [долгосрочных вкладчиков] по 40%. В Германии треть опрошенных хотела бы приобщиться к криптовалютам. Не исключено, что крупные и мелкие инвесторы в криптоактивы в один прекрасный момент составят критическую массу и тогда центробанкам и государствам придётся принимать критические меры.