Добрая слава лежит, а худая бежит. Даже в 21-м веке, в эпоху постправды, когда мастера пиара влёгкую доказывают, что черное — это белое и наоборот и когда вся информация превращается в один грандиозный фейковый пузырь, старая пословица, в общем, оправдывает себя.
В 2017 году стоимость биткоина выросла в 35 раз за 10 месяцев, число криптовалют за тот же срок подскочило до полутора тысяч, а объём крипторынка подбирался к планке в триллион долларов. К декабрю 2017-го «добрая слава» удивительного цифрового золота разом ослепила сотни миллионов людей и крепко напугала и напрягла правительства и центробанки. Вслед за сверкающей кометой курса биткоина, представители разных стран и народов ринулись в криптоиндустрию, игнорируя предупреждения престарелых лауреатов Нобелевских премий по экономике и дряхлых гуру инвестиционного бизнеса. Добрая слава свистела, как гиперзвуковая ракета «Кинжал», а худая прилегла, вроде бы опровергая пословицу.
В 2018 году курcы виртуальных валют и капитализация крипторынка съёжились в три раза и оставили инвесторов, скупавших биткоин по $19 тыс. за монету, в состоянии некоторого разочарования. Регуляторы и центробанки взялись за регулирование криптовалют, для начала объявив их спекулятивным, криминальным активом, годным лишь для финансирования терроризма и грозящим разорением миллионам частных инвесторов. Теперь прилегла уже добрая слава цифровых денег, а худая стала набирать разгон. Сообщения о новых крипторазработках и по-настоящему перспективных блокчейн-проектах вызывают интерес у узкого круга специалистов и криптоэнтузиастов. Как и информация, свидетельствующая о всё большем внедрении новых цифровых концепций в традиционную финансовую систему.
Зато многочисленные скелеты, прятавшиеся в криптовалютном шкафу, пустились в сумасшедший пляс. Бесконечные «похороны» биткоина, цифровые финансовые пирамиды и их авторы, криминальный и вирусный майнинг, взломанные криптобиржи и бесследно исчезающие криптофонды, сбор миллиардов долларов под пустые обещания – такую картину криптомира рисуют популярные информационные ресурсы. И остановить разбежавшуюся худую славу довольно трудно.
Русские хакеры и состояние крипторынка
Минюст США выдвинул официальные обвинения против российских хакеров-разведчиков, взломавших базы данных Демократической партии США и тем повлиявших на результаты президентских выборов 2016 года. Самое большое впечатление на американских законодателей и на медиаресурсы произвело утверждение, что злоумышленники «использовали сеть компьютеров, расположенных по всему миру, в том числе в Соединенных Штатах, и платили за эту инфраструктуру в криптовалюте». Злокозненный биткоин затмил все остальные подробности дела. Американские конгрессмены обвиняют криптоиндустрию в пособничестве русским хакерам. Аналитики и эксперты пишут, что биткоин плох, бесполезен и годится только для организации взломов компьютеров Демократической партии.
Публикации о том, что краудсейлы (ICO, привлечение инвестиций в инновационные проекты с выпуском цифровых токенов) суть сплошное мошенничество, появляются каждый день. И вот на волне разоблачительной информации появляется сообщение, что босс китайской триады с кликухой «Сломанный зуб» сразу же по выходе из мест заключения организовал ICO, собрав за 5 минут $750 млн. на игорный проект, включающий турниры по покеру и шахматам. «Сломанный зуб» за считанные минуты продал 450 миллионов цифровых токенов, не подкреплённых никаким программным обеспечением. Конкретному пацану блокчейн ни к чему. Мошенничества в сфере ICO действительно более чем достаточно, но всё же самые большие средства привлекают действительно перспективные разработки. Однако про «Сломаного зуба» читать проще и интереснее, чем про малопонятные инновации талантливых разработчиков.
Традиционная мировая финанасовая система видит в криптовалютах беззастенчивого и крикливого конкурента. Регуляторы и государственные институты не знают, что делать с биткоином, прорастающим всюду как крапива, не спрашивая разрешения. А всякого рода криминал в современной криптоиндустрии присутствует в больших количествах. И пока что худая слава криптовалют, откормленная жареными фактами, не собирается останавливаться. Реакции крипторынка на постоянные «разоблачения» болезненны, поскольку этот рынок очень зависит от настроений участников. И курс биткоина отчасти является заложником разогнавшейся худой славы.