В 2017 году криптовалюты привлекли внимание всего мира как символ мгновенного обогащения, такая золотая сказка. Действительно, цифровые деньги принесли немногим — сказочные богатства, некоторым – сказочные зарплаты. Многие прогорели, прикупив биткоинов по $20 тыс. за штуку, причём за кредитные средства. Центробанки исполнили свой долг, предупредив о рисках, связанных с инвестициями в криптовалюты, а банки запретили клиентам покупать крипту по кредитным карточкам. Ну и конечно, главную роль в цифровых финансовых драмах сыграла первая криптовалюта — биткоин.
В США биткоин вывел в долларовые миллиардеры братьев Уинклвоссов и венчурного инвестора Тима Дрейпера. Все они вовремя купили биткоины. Братья Уинклвоссы приобрели 100 тыс. цифровых монет в 2013 году. Дрейпер обзавёлся 30 тысячами биткоинов в 2014 году на аукционе, устроенном американскими судебными приставами, распродававшими арестованные криптоактивы Росса Ульбрихта, получившего два пожизненных срока без права помилования. В список самых влиятельных молодых людей, составленный журналом Fortune, попали такие лидеры криптосообщества, как Виталик Бутерин, создавший криптовалюту Ethereum, владелец криптобиржи Coinbase Брайан Армстронг и основатель криптовалютной брокерской фирмы Robinhood Владимир Тенев.
Первая криптовалюта и не последняя зарплата
Российские биткоин-киты упорно держатся в глубокой тени. Однако криптовалютный хайп 2017 года принёс якобы более чем 10-кратный рост спроса на специалистов по блокчейн-проектам и криптовалюте. В основном работодателей интересовали разработчики и менеджеры проектов. Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ) не так давно оценила число занятых в отечественной криптоиндустрии в 2,5 млн. человек, из них, вроде бы, около 70 тыс. только разработчиков блокчейна. Однако организации, желающие запустить в России блокчейн-проекты, с трудом могли найти разработчиков, менеджеров и исполнителей на несколько сотен вакансий. И готовы были платить почти что сказочные зарплаты. В конце 2017 года директорам по PR и лидирующим разработчикам предлагалось 600-800 тыс. рублей в месяц.
Драматическое падение курса биткоина в 2018 году не вызвало сокращения числа вакансий. Даже наоборот, криптоиндустрия продолжает развиваться на отечественной почве и за первое полугодие 2018-го число зафиксированных рекрутёрами вакансий выросло аж на 100 единиц. Однако предлагаемые работодателями вознаграждения упали, также как первая криптовалюта: среднее по криптоотрасли предложение сократилось за полгода с почти 300 тыс. рублей в месяц до примерно 170 тыс. на настоящий момент. Это в любом случае очень хорошо по сравнению со среднероссийскими 40 тыс. фиатных рублей. Однако криптовалютный хайп пока что приутих и речь идёт о нескольких сотнях вакансий, висящих на рекрутинговых порталах. Чем занимаются 70 тыс. разработчиков, которых каким-то образом насчитали в РАКИБ, сказать очень трудно.
Так что, по заслуживающей доверия статистике биткоин сказочно обогатил немногих, а некоторым дал возможность очень прилично заработать. Всё остальное – большая тайна и предмет домыслов. Впрочем, первая криптовалюта обладает способностью возрождаться из пепла как птица Феникс. Возможно, что цифровые златые горы, которые сулят криптоевангелисты, уже не за горами.