Биткоин и прочие криптоинструменты будут прописаны в российском законодательстве. Об этом сообщил председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По словам Аксакова, требование о введении правовых норм, регулирующих существующие криптовалюты, предъявила России группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Речь идет о проекте закона «О цифровых финансовых активах», который должен был пройти второе чтение в Госдуме в апреле нынешнего года. А.Аксаков признал, что возглавляемый им комитет стремился исключить упоминания о криптовалютах из окончательного текста этого законопроекта, идя навстречу Банку России. Однако вследствие нажима, оказанного FATF, парламентариям придётся либо внести соответствующие положения в закон о цифровых активах, либо дать определения, связанные с криптовалютами, в отдельном законопроекте. Так что правовой статус криптовалют в РФ может, наконец, стать реальностью. Ведь криптоинструменты «активно используются, в том числе и на российском рынке», заключил Анатолий Аксаков.
Действительно, Россия является членом FATF и «большой двадцатки» G20. Соответственно, она обязана следовать рекомендациям и стандартам группы по борьбе с отмыванием денег. В свою очередь FATF толкает страны-участницы G20 к введению криптовалютного регулирования не из любви к цифровым деньгам. Наоборот, FATF, в силу своей функциональности, видит в криптовалютах прежде всего удобный инструмент для отмывания преступных доходов. Но существующие публичные криптовалюты – биткоин, эфир, монеро и прочие – всего лишь платёжные системы, использующие определённые цифровые технологии. Как и любой финтех, виртуальные валюты могут использоваться и во благо и во вред. Однако бороться с незаконным использованием криптовалют можно, только введя соответствующее правовое регулирование.
Саммит G20 обязал FATF подготовить стандарты регулирования криптоактивов к середине 2019 года. В свою очередь, FATF поставила встречное условие – к моменту публикации стандартов члены G20 должны определиться с национальными требованиями к регулированию цифровых активов. Об этом FATF и напомнила России. Так что, похоже, теперь российским парламентариям не уйти от встречи с биткоином в правовом поле.
А.Аксаков объяснил очередное «подвисание» многострадального закона о цифровых финансовых активах именно требованиями FATF. Между тем, российский парламент сражается с базисной нормой, определяющей правовой статус криптовалют на российской территории, уже второй год. Первый проект закона был опубликован в январе 2018 года. В этом тексте было определено всё: криптовалюты, майнинг, токены, блокчейн, цифровые финансовые активы и цифровые кошельки. Однако к началу 2019-го из доработанного ко второму чтению текста законопроекта всё исчезло – не осталось ни криптовалют, ни финансов, ни активов. А Анатолий Аксаков заявил, что нам не нужен «биткоин этот непонятный». Но получается, что всё-таки нужен. Вспоминается бессмертное высказывание В.С.Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять».