Никаких новостей регулирования криптоактивов в 2019 году ждать уже не приходится. Все возможные события произошли. Вывод такой — криптовалюты попали под жёсткий регуляторный пресс. И давление этого пресса не ослабнет.
Libra и Gram: но пасаран
В 2017 году глобальный хайп биткоина вызвал панику в мировой финансовой системе. В 2018-м регуляторы раздумывали, как им обустроить криптовалютное законодательство. В 2019 году главной битвой на фронтах криптовалютного регулирования стало блокирование атак цифровых валют высокотехнологичных компаний.
Попытки запуска стейблкоина Libra консорциумом Libra Association во главе с соцсетью Facebook и токена Gram от мессенджера Telegram мгновенно вызвали ответные ракетно-бомбовые удары. В них участвовала вся политическая элита в главе с президентом США Трампом, конгресс США, Европейская комиссия и международные банковские и финансовые структуры. В результате консорциум Libra Association практически рассыпался, а выпуск токена Gram запрещён решением американского суда. Мировая финансовая система заявила что не допустит появления частных цифровых денег, которые уведут из традиционных финансов сотни миллионов, а то и миллиарды пользователей.
Биткоин и все-все-все
Что касается частных криптовалют на открытых блокчейнах, то мировая финансовая система, в общем, определилась с регулированием. Весной 2019-го международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF опубликовала рекомендации, касающиеся виртуальных активов. Рекомендации эти, по сути, имеют силу закона. Цифровые финансовые активы должны регулироваться так же как и традиционный фиат. Операторы криптовалютного рынка — биржи, инвестфонды, поставщики кошельков — обязаны исполнять утверждённые для финансовых организаций процедуры по противодействию терроризму и отмыванию преступных доходов. Прежде всего, провайдеры криптоуслуг обязаны идентифицировать участников всех транзакций и сами транзакции. На отладку регулирующих механизмов FATF отпустила время до июня 2020 года. Потом начнутся проверки и санкции. Так сформулированы международные стандарты.
В остальном финансовые регуляторы разных стран контролируют вверенные им крипторынки по своему усмотрению. Американское налоговое ведомство, например, собирается строго следить за тем, чтобы отчисления с криптовалютных доходов граждан США неуклонно поступали в государственную казну. Пощады неплательщикам не будет. Но никто толком не знает, как именно следует считать цифровые доходы. В результате в США начинает процветать новый бизнес: криптовалютные бухгалтерские фирмы.
Китайская коммунистическая партия раз за разом предупреждает о намерении покончить с криптовалютами на территории Поднебесной. Центральные СМИ объявили цифровые деньги мошенничеством, а региональные отделения Народного банка Китая объявляют незаконными любые операции с цифровыми деньгами и токенами.
Индийский центробанк запретил финансовым организациям любое взаимодействие с крипторынком, а Верховный суд Индии отложил на год рассмотрение связанных с запретом исков.
Глава Банка России Э.Набиуллина под занавес года напомнила российским парламентариям, что по мнению ЦБ РФ частные цифровые деньги разрушат финансовую стабильность страны.
В общем, криптовалюты попали в крутой регуляторный замес в своём противостоянии с традиционной финансовой системой. Правда, Украина и Уругвай собираются легализовать цифровые монеты и майнить биткоины по полной программе. Так что не всё потеряно.