Новости, касающиеся российского законодательства, призванного регулировать криптовалюты, поступают всё чаще. Разобраться в них всё сложнее. Из полудюжины законодательных инициатив, представленных различными ведомствами, на финише лидерство захватили три документа. Это законопроекты «О цифровых финансовых активах» от Минфина и ЦБ РФ, «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» от Минэкономразвития и «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», подготовленный председателем Госдумы Вячеславом Володиным и председателем думского комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым. Самый первый из представленных проектов, «О цифровых финансовых активах», должен был быть принят Госдумой РФ в первом чтении 22 мая 2018 года. Однако Правительство РФ в отзыве на минфиновский документ указало, что текст его следует «соотнести» с содержанием двух других проектов. Правовое регулирование криптовалют должно быть согласованным.
И правительственное указание будет выполнено. По словам Павла Крашенинникова 22 мая будут рассмотрены все три законопроекта в совокупности. С целью их гармонизации и приведения к единому знаменателю. Павел Крашенинников постоянно подчеркивает, что главной целью криптовалютного регулирования должно быть закрепление основных понятий, касающихся статуса и оборота цифровых активов в гражданском законодательстве. По мысли председателя думского комитета по законодательству это позволяет обеспечить судебную защиту прав, возникающих в отношениях по поводу цифровых объектов, а также исключить возможность криминального использования виртуальных валют.
Однако позиция П.Крашенинникова не вызвала энтузиазма в юридическом департаменте Банка России. Центробанк и экономический блок правительства выступили против внесения в Гражданский кодекс РФ понятия «цифровых денег» (криптовалют), как то планировали В.Володин и П.Крашенинников. Кроме того юридический департамент ЦБ РФ критически относится и к появлению в ГК понятия «цифрового права» (русскоязычная интерпретация цифровых токенов ICO). Впрочем, в упомянутом уже правительственном отзыве отмечается «нецелесообразность излишнего регулирования гражданско-правовых отношений». То есть, видимо, не нужно перегружать российское гражданское право большим количеством новых понятий.
Правовое регулирование криптовалют с точки зрения Минюста РФ
Получается, что позиции комитета Госдумы РФ по законодательству, Минфина и Банка России касательно легализации цифровых активов не слишком близки. Между тем, свой взгляд на правовое регулирование криптовалют первый раз довёл до сведения широкой публики Минюст РФ. Главное юридическое ведомство до сих пор очень пассивно наблюдало за трудным продвижением норм, определяющих формальный статус виртуальных валют в России. И. о. министра юстиции РФ Александр Коновалов подвёл итог дискуссиям, заявив, что криптовалюты не могут выполнять функции денег, но соответствуют дефиниции «иного имущества». Соответственно, хищение биткоинов должно стать уголовно наказуемым, а регулирование криптовалютного оборота должно быть жёстким. Во избежание мошенничества и возникновения финансовых пирамид. Следует отметить, что все обсуждаемые законопроекты не содержат положений, регламентирующих оборот биткоина и прочих существующих криптовалют в российской юрсдикции. Неясно также, будут ли разрешены на территории РФ криптовалютные инвестиции.
С учётом всех сделанных в последнее время заявлений интересно, каким образом Госдума РФ сможет гармонизировать и привести в согласие тексты предлагаемых законопроектов и точки зрения различных ведомств.